11:26 

Saifa Arumashi
Счастье есть - его может не быть...
История возникновения и эволюции японского меча

Отковать клинок меча - это не просто было выполнить соответствующую механическую работу. Ремесло это на протяжении многих веков приравнивалось к искусству в самом высоком смысле этого слова, причем на качестве клинков сказывалось и то, что кузнецы часто занимали высокое общественное положение - среди них были самураи и придворные. В начале ХIII в. японский император Го-Тоба, отрекшись от престола, занялся изготовлением клинков, говоря, что это ремесло достойно того, чтобы им занимались принцы. Созванные им лучшие мастера-оружейники страны показывали и передавали ему свое мастерство и обучали его самого. Событие это способствовало появлению первых школ оружейных мастеров, таких как Сендзю-И из провинции Ямасиро, Итимодзи из провинции Бидзэн и др.

Клинки изготавливались по всей стране, но лучшие из них были в провинции Ямасира и Бидзэн, где жили самые известные мастера.

До XI в. применялись мечи обоюдоострые или с односторонней заточкой. В этот период происходит замена прямых клинков на кривые. Вплоть до XV в., как правило, мастер-оружейник сам создавал и клинок, и оправу, и ножны, основное внимание уделяя качеству клинка и, в первую очередь, его боевым достоинствам. Но уже с XII в. известны церемониальные богато украшенные мечи, декорировка которых была доведена до высокого художественного уровня. Практически все виды работ по металлу уже были известны в это время и применялись для изготовления и украшения ножен и частей эфеса меча, главной из которых была цуба, служившая для защиты руки от ударов.

К началу XV в. влияние идей дзэн-буддизма еще более возвысило ремесла, особенно металлообработку, и увеличило почтение, которым был окружен меч. Японский обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, но они удовлетворяли свое тщеславие, демонстрируя богатое убранство меча и кинжала. Художественная декорировка клинкового оружия выдвинулась на первое место, особенно после 1588 г., когда вышел указ о запрещении простолюдинам носить оружие. Вскоре вслед за этим происходит дифференциация оружейных мастеров - одни продолжают изготовлять клинки, другие же становятся декораторами отдельных элементов оправы к ним, причем в своем мастерстве достигают очень высокого уровня, приближая его к ювелирному искусству.

Важнейшей частью декоративного убранства клинкового оружия была цуба - прямая пластина круглой, овальной, прямо- или многоугольной формы. До XV в. цуба, основным материалом для изготовления которой продолжало оставаться железо, представляла собой круглую пластину с изображением животных, птиц, цветов, листьев или геометрического прямолинейного узора. В ее центре вырезалось отверстие для клинка, а по его бокам - два более мелких отверстия для навершений рукоятей когатана и когай. Если их не предполагалось, то отверстия закрывались металлическими вставками. Впоследствии, от железа перешли к бронзе.

По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.

Классификация клинков
Ниже приведена классификация японских клинков, применяемая в Японии:

НОДАЧИ (еще есть вариант НОДАТИ) – двуручные сабли, имеющие клинок длиной более 84 см.
КАТАНА – самый распространенный вид боевого оружия, имеющая клинок длиной от 61 до 76 см.
ТАЧИ (аналогично есть вариант ТАТИ) – придворная сабля самурая, имеющая клинок такой же длины, как и катана, но отличающаяся от нее способом монтировки и более пышным декоративным убранством. В фотогалерее сайта есть фотография комплекта тачи.
ВАКИДЗАСИ (ВАКИДЗАШИ)– являлась парой к катана или тачи и имела клинок от 40 до 51 см.
ТАНТО – короткий нож самурая, носившийся в паре с катана вместо вакидзаси и имевший клинок около 25 см.
КАЙКЕН – короткий нож, используемый в основном женщинами.

Способы монтировки мечей

Японцы отличают несколько видов монтировки, т.е. способа ношения меча и сборки ножен:
Монтировка КЕН, применявшаяся для прямого меча до XI – XII вв., характеризуется двумя большими обоймицами (антабками) на ножнах с отверстиями для шнура. Такое оружие осталось только в храмовых и государственных сокровищницах Страны Восходящего Солнца. Однако, в XVIII – XIX вв. изготавливались придворные мечи-тачи с такой монтировкой в подражание старым.
Монтировка ДЗИНДАЧИ-ЦУКУРИ характерна тем, что ножны подвешивались на шелковом шнуре, который продевался в специальные отверстия на небольших антабках. Такая монтировка применялась для ношения мечей типа тачи во время придворных церемоний в период сёгуната клана Токугава.
Монтировка БУКЭ-ЦУКУРИ самая распространенная в японском холодном оружии с XVII в. меч или пара мечей носились за поясом и дополнительно крепились шнуром, продетым в деревянное полукольцо на ножнах.
При монтировке ШИРАСАЯ ножны использовались не для ношения, а для хранения клинков. Они изготавливались из светлого дерева и не украшались.

   

Загадочная Япония...

главная